воскресенье, 27 января 2019 г.

Поэтический марафон «Памятные строки о войне»

В рамках месячника историко-патриотического воспитания мы открываем рубрику, посвященную поэзии периода Великой Отечественной войны - поэтический марафон "Памятные строки о войне". Еженедельно мы будем знакомить Вас с одним произведением. Но нам бы хотелось, чтобы и Вы стали полноправными участниками и создателями этой рубрики. Давайте делиться в комментариях своими любимыми поэтическими произведениями о том страшном времени и о бесстрашных подвигах Советских людей.

Сегодня, 27 января, отмечается 75-летие со Дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Предлагаем познакомиться со стихотворением Ольги Берггольц "Я говорю с тобой..."


























______________________________________________________


Познакомимся со стихотворением "Он не вернулся из боя" Владимира Семеновича Высоцкого, которому 25 января исполнился бы 81 год со дня рождения.




Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал:
Он всегда говорил про другое.
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

То что пусто теперь - не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, будто из плена весна-
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь покурить" - А в ответ тишина...
Он вчера не вернулся из боя.
"Друг, оставь покурить" - А в ответ тишина...
Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде:
Наши павшие как часовые.
Отражается небо в лесу как в воде,
И деревья стоят голубые.
Отражается небо в лесу как в воде,
И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время - текло для обоих.
Все теперь одному, только кажется мне:
Это я не вернулся из боя
Все теперь одному, только кажется мне:
Это я не вернулся из боя

_______________________________________________________

Михаил Светлов "Итальянец" (1943)




Чёрный крест на груди итальянца,
Ни резьбы, ни узора, ни глянца,-
Небогатым семейством хранимый
И единственным сыном носимый...

Молодой уроженец Неаполя!
Что оставил в России ты на поле?
Почему ты не мог быть счастливым
Над родным итальянским заливом?

Я, убивший тебя под Моздоком,
Так мечтал о вулкане далёком!
Как я грезил на волжском приволье
Хоть разок прокатиться в гондоле!

Но ведь я не пришёл с пистолетом
Отнимать итальянское лето,
Но ведь пули мои не свистели
Над священной землёй Рафаэля!

Здесь я выстрелил! Здесь, где родился,
Где собой и друзьями гордился,
Где предания русских народах
Никогда не звучат в переводах.

Разве среднего Дона излучина
Итальянским учёным изучена?
Нашу землю - Россию, Расею -
Разве ты распахал и засеял?

Нет! Тебя привезли в эшелоне
Для захвата далеких колоний,
Чтобы крест из ларца из фамильного
Вырастал до размеров могильного...

Я не дам свою Родину вывезти
За простор средиземных морей!
Я стреляю - и нет справедливости
Справедливее пули моей!

Никогда ты здесь не был и не жил!..
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застекленное в мертвых глазах...


6 комментариев:

  1. "Жди меня..." https://www.youtube.com/watch?v=_cORqpXRpb4

    ОтветитьУдалить
  2. Ах война, что ж ты сделала подлая:
    Стали тихими наши дворы,
    Наши мальчики головы подняли,
    Повзрослели они до поры.

    На пороге едва помаячили
    И ушли за солдатом – солдат…
    До свидания мальчики! Мальчики,
    Постарайтесь вернуться назад.

    Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
    Не жалейте ни пуль, ни гранат,
    И себя не щадите вы, и всё-таки
    Постарайтесь вернуться назад.

    Ах война что ж ты подлая сделала:
    Вместо свадеб – разлуки и дым.
    Наши девочки платьица белые
    Раздарили сестрёнкам своим.

    Сапоги – ну куда от них денешься?
    Да зелёные крылья погон…
    Вы наплюйте на сплетников, девочки,
    Мы сведём с ними счеты потом.

    Пусть болтают, что верить вам не во что,
    Что идёте войной наугад…
    До свидания, девочки! Девочки,
    Постарайтесь вернуться назад.
    (Булат Окуджава)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ваш выбор. Стихотворение Булата Окуджавы трогает до глубины души.

      Удалить
  3. Прослушал стихотворение "Итальянец". Даже слёзы выступили из глаз. Спасибо за знакомство с ним.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Да, произведение равнодушным не оставит никого. Впрочем, как и вся поэзия по данной тематике.

      Удалить